| |

Почему восторг связан с душевным подъёмом?

Среднее время прочтения — 6 минут

Несколько лет назад мы с семьей переехали из США на север Англии. Мы довольно быстро переняли местный обычай каждые выходные гулять в Национальном парке Пик-Дистрикт. Эти «прогулки» представляют собой энергичное восхождение на вершину так называемой «горы», где можно отдохнуть и перекусить тем, что взял с собой, одновременно наслаждаясь шикарным живописным видом. Пейзаж меняется в зависимости от погодных условий и конкретной точки обзора: здесь есть и острые скалы, и холмы, и глубокие долины. Увидев всё это, можно испытать чувство особенного восхищения, которое сложно передать словами. 

Эти прогулки стали для моей семьи важной частью совместного досуга. Но в пандемию они стали чем-то бóльшим лично для меня. Как ни странно, подобные вылазки помогали мне сохранять чувство контакта с другими людьми за пределами семьи и поддерживать духовные жизненные силы, которые легко могли угаснуть из-за социального дистанцирования. 

Оказывается, я не одинока в своем отношении. Психологические исследования всё чаще доказывают, что восхищение красотой природы усиливает нашу связь с другими людьми и приносит чувство морального удовлетворения. Каждый из нас, верующий или нет, может использовать силу восхищения природой для улучшения некоторых аспектов жизни. Ключевым моментом связи природы, изменений и духовности является чувство восторга. 

Восторг — довольно сильная эмоция, которую обычно испытываешь в присутствии чего-то великого или масштабного. Ученые называют его «эпистемической» эмоцией, так как типы объектов, вызывающих восторг, обычно наполнены информацией. Чувство восторга часто ставит под вопрос устоявшееся мировоззрение человека и двигает его на поиски ответов на вопросы, причем как научные, так и религиозные. Восторг ассоциируется с отвисшей челюстью и широко открытым ртом. Испытывая восторг, мы замираем и восхищаемся. Это обычно позитивный опыт, и люди хотят переживать его как можно дольше. 

Ученые и философы до сих пор спорят об эволюционном происхождении чувства восторга. Согласно одной известной теории, первостепенной его функцией было усиление социальной иерархии. Наши предки чаще всего испытывали трепет в присутствии более социально признанных современников, и это помогало им найти свое место в социальной иерархии и лучше приспособиться. 

Но есть ученые, отрицающие эту теорию. По их мнению, такая трактовка не объясняет, почему чувство восторга часто бывает вызвано красотой природы, особенно панорамными пейзажами. Вместо этого они предполагают, что восторг появился в качестве реакции на масштабные виды: во времена охотников-собирателей найти и управлять безопасным убежищем для небольших групп людей было достаточно полезно — так они могли видеть приближающихся врагов. И склонность к проживанию восторга, в основном от протяженных пейзажей, побуждала членов группы к поведению, которое способствовало сплочению и позволяло адаптироваться к жизни на возвышенных местностях. 

Эта теория происхождения восторга, согласно которой природа стоит на первом месте, также помогает понять, как восторг связан с духовностью. Духовная сила, подразумевающая поиск смысла и красоты своего островка во Вселенной, могла послужить причиной привязанности группы к конкретному месту. Поклонение издревле ассоциируется с «возвышенными» местами, к которым благосклонны многие божества. Ощущение себя частью большой истории, связывающей личность с конкретной безопасной местностью и с другими личностями, обитающими на этой местности, было одним из преимуществ выживания первых людей. 

Каким бы ни было происхождение восторга, нынешние исследования показывают его связь и с личностной трансформацией, и с духовным просветлением. Люди, склонные чаще переживать восторг, оцениваются друзьями как более скромные, демонстрируют бó‎льшую щедрость и отзывчивость. Был проведен эксперимент, во время которого у испытуемых вызывали восторг, отправив их в рощу высоких деревьев. Участники в момент проживания эмоции отчетливее взвешивали свои сильные и слабые стороны, демонстрировали более отзывчивое и менее агрессивное поведение относительно других испытуемых, а также проявляли меньшее желание претерпевать негативные моменты с целью заработка. 

Подобное влияние восторга на общество может казаться невероятным. В конце концов, любой из нас может испытывать восторг на вершине горы в одиночку или с самыми близкими людьми. При проживании этого чувства мы можем и не замечать людей вокруг нас, будучи занятыми собственным состоянием. И хотя восторг сам по себе не обязательно есть явление социальное, его эффект является таковым. 

Основная версия, почему восторг имеет такое социальное влияние, подразумевает так называемый эффект «маленького я». Переживая восторг, мы ощущаем себя меньше, чем мир вокруг. Это можно воспринимать буквально: человек, чувствующий восторг физически, меньше по размеру, чем то, что его вызывает. Но есть и фигуральная версия: человек и его заботы становятся менее важными, тогда как мир за пределами «я» приобретает бóльшую значимость. 

В восторге маленькие мы чувствуем более тесную связь с большим миром, ощущаем себя «частью большого единства». Люди замечают куда более крепкую связь со своими социальными группам, нациями, с человечеством как видом. Восторг пробуждает чувство единства с близкими и друзьями, заставляет чувствовать себя более интегрированными в их сообщества. Астронавты, переживающие трепет, сообщают об ощущении тесной связи как с другими людьми, так и с Землёй в целом. В этом смысле восторг рассматривается как «самотрансцендентная» эмоция: когда мы испытываем его, мы выходим за пределы самих себя, ощущая, как сильно связаны с огромным миром. 

Восхищение тесно переплетается с духовностью. Когда людей просят вспомнить или написать о духовном опыте, они часто испытывают трепет. Подверженные восторгу люди склонны сильнее верить в сверхестественное, предпочитают отправляться в отпуск в сакральные места, как Тибет. Люди более духовные склонны чаще испытывать восхищение и другие самотрансцендентые эмоции. Связь между восторгом и духовностью помогает определить, почему духовность улучшает самочувствие. 

Но духовные функции восторга доступны не только религиозным людям. На самом деле, и это доказано научными трудами, изучая роль восторга и ощущение собственного маленького «я», мы лучше понимаем, о чем на самом деле духовность, и неважно, связана она с религией или нет. Психолог Уильям Джеймс в 1902 году утверждал, что единственное, о чем религиозный опыт «недвусмысленно свидетельствует», — это о том, что «мы можем испытать связь с чем-то бóльшим, чем мы сами, и в этом союзе обрести величайший покой». Исследования, приведенные в статье, предполагают, что мы можем сказать то же самое о духовном опыте. 

Некоторые психологи и философы пошли дальше и высказали мысль о том, что духовность — это универсальная человеческая добродетель, подобная справедливости или состраданию, которые могут в равной степени культивировать как религиозные, так и нерелигиозные люди. Так что, возможно, именно особая добродетельность духовности и является причиной развития способности достижения самотрансцендентности восторга. Проще говоря, те, кто «хороши» в духовности, будут хороши и в переживании восхищения, которое в свою очередь позволит им превзойти самих себя и стать лучше. 

Если принимать духовность как все другие добродетели, то есть возможность совершенствоваться в ней. В такую концепцию отлично вплетаются исследования, согласно которым некоторые люди более склонны переживать трепет, чем другие. И, что более важно, существуют специальные техники, повышающие шансы пережить трепетный момент при столкновении с внушительным природным явлением. 

Главное здесь — погружение. Люди, больше склонные к погружению в свои переживания, вероятнее испытают восторг. Это значит, что они полностью поглощены тем, что происходит, отбрасывают другие заботы на второй план, фокусируют внимание на настоящем с минимальными отвлечениями. Похожие выводы встречаются в исследованиях состояния потока, когда люди целиком увлекаются выполнением какой-либо задачи. Но здесь «задача» одна — наслаждаться природой. 

Техники, улучшающие погружение, могут влиять и на восхищение. Они довольно простые: например, достаточно следовать набору инструкций, позволяющих сосредоточить внимание на деталях окружающей среды. Другая, более сложная практика — медитация осознанности. Нужно отстраниться от отвлекающих факторов и всегда возвращать порой уходящее внимание на свое состояние. Поскольку такая практика приучает внимательнее относиться к настоящему опыту, ее рекомендуют применять и для развития чувств погружения и восхищения. 

Кроме того, есть доказательства важной роли воображения в достижении полного погружения. Некоторые люди считаются более склонными к погружению, чем другие — они в высокой степени подвержены так называемому «поглощению черт». Это отчасти тенденция активного вовлечения окружающей среды с помощью воображения. Люди с высоким уровнем погружаемости более склонны к построению фантазий и мысленных образов. Такие техники тоже повышают вероятность проживания восторга от природы. В то время, как медитация может снизить влияние раздражителей, отвлекающих от созерцания природы, воображение способствует активному взаимодействию с переживанием. В обоих случаях усиливается погружение и появление восторга становится более вероятным. 

Во время пандемии многие тактики построения межличностных взаимоотношений и поддержания духовных целей были недоступны. Даже до карантина использование цифровых коммуникаций вело к сильной социальной изоляции — поэтому если (и когда) всё вернется на круги своя, чувство благоговения на вершине горы будет нужным как никогда. Там, на вершине, вы чистым взглядом посмотрите на окрестности, почувствуете себя маленькими, а мир большим, увидите свою связь с целым, частью которого вы являетесь и, возможно, ощутите всепоглощающую любовь.

Источник: https://newochem.io/vostorge/

Источник, который указан в источнике: Т. Райан Байерли

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *