|

Конец эпохи потребления

Среднее время прочтения — 6 минут

Цивилизация постепенно выходит из индустриальной эпохи в новую, которую многие называют по-разному: кто-то называет это — «информационной эпохой», кто-то — «эпохой высоких технологий», кто-то «новой эпохой мышления».

Но тем не менее, есть обобщённое название этого всего — постиндустриальность. Конечно, это название не описывает саму суть новой эпохи, но по крайней мере чертит границу между тем, что останется в прошлом и тем, что придёт следом.

Как и по аналогии с прошлыми эпохами, эта новая строится на определённой базе, которую подготовила под неё прошлая эпоха. Она заложила определённые стандарты и традиции, на которых основывалась жизнь старого поколения.

В случае с эпохой просвещения, она подготовила систему образования, которая обучала людей по новой технологии, что помогло сделать впоследствии образование массовым. Сейчас это образование уже утрачивает своё прошлое значение, людям нужно что-то иное. Но эта статья не про образование, она про ресурсы, которые остались нам в наследство от прошлой эпохи.

Речь идёт о мусоре. Старое поколение не умеет использовать ресурсы цивилизации, которые выработали себя. Всё это они называют мусором.
Если образуется конечный элемент технологической цепочки, который так и не поняли, куда реализовать и что с ним делать, это называют отходами производства.

Мусорный полигон в Омской области

Вот пример цитаты из курса по защите окружающей среды. 

Отходы — это ресурсы не на своём месте.

То есть по факту: любая вещь, которая находится не на своём месте — это хлам.

К примеру: в углу у вас скопилась куча мукулатуры, и вы не знаете, что с ней делать? Пока что это хлам. Как только придёт новый человек и увидит её, а потом скажет, что он будет делать оригами или папье-маше, то эта стопка бумаги сразу же становится ресурсом для его творчества. Или может к вам придёт заядлый путешественник и заинтересуется этой бумагой, потому что ему нужен розжиг для костра.

Или другой пример: у вас на балконе лежат доски. Разные доски, тонкие, длинные, кусочки фанеры и остатки разобранного стола. В этот момент это материал для столярных работ или хлам, который вы уже который год не можете выкинуть, чтобы освободить балкон?
А вот вашему другу Сергею, как раз необходимо сделать полки на стену, и ему эти доски как раз были бы очень кстати.

Что же нам со всем этим делать?

На самом деле у нас уже есть примерное понимание того, что нужно сделать с отработавшим себя мусором, который остаётся после использования ресурсов. Этому нас учат на экологии, во многих школах это преподаётся уже довольно давно. Знание о том, что мусор нужно перерабатывать закладывалось в нас ещё с советских времён.

Тогда была целая культура утилизации мукулатуры, цветных и чёрных металлов, а также стекла. Населению неплохо доплачивали за работу по сортировке и подготовке мусора к вторичному использованию!

Многие из нас ещё помнят те времена, когда можно было пойти и сдать бутылки практически в любой магазин, получить за это небольшие деньги. Пункты сдачи металлолома, где принимают цветной и чёрный металл, работают постоянно. Они и сейчас есть, просто их стало меньше. При желании можно найти пункты утилизации отработавших химических батареек. Макулатуру тоже можно сдать, просто сейчас этот процесс не так хорошо отлажен, как было в Советское время. Тогда в этот процесс активно привлекались школьники разных возрастов, устраивали целые конкурсы, вручали призы за выполнение плана по сдаче.

Но это было в прошлом, это было на государственном уровне, а часть системы утилизации мусора мы видим и сейчас. Но хотелось бы обратить внимание на то, что будет происходить в будущем. Когда мусора не станет совсем. Он просто не будет залёживаться на складах, а сразу же будет находить своего нового хозяина, который будет рад его использовать. Это, конечно, в идеале.

Точки реализации вторичных вещей

Уже сейчас пользуются спросом вещевые рынки — барахолки, на которых продают по смешной цене различные вещи, которые были в употреблении, и остались без своих прежних хозяев по разным причинам.

Многие сразу вспомнят старые добрые распродажи старых вещей, которые происходили в определённом месте, и продавцы приходили туда, показывали и продавали свой товар по типу ярмарки. Да, это было очень интересно. Но так было раньше, те времена прошли.

Сейчас распродажа вторичного рынка выходит на совершенно другой уровень. Теперь это не точечная структура, а что-то ближе к сетевой. Уже не конкретные точки в пространстве или платформы отвечают за связь с рынком, а целые сетевые структуры, атомарными элементами которых являются не компании, а сами люди.

Сеть расширилась, если раньше это были ресурсные хабы — которые сначала собирали товар, а потом занимались его реализацией, то сейчас процессы стали куда быстрее, люди могут приносить товары и точки успевают их обрабатывать сравнительно быстро, потому что у них уже есть отлаженная технология.

Виртуальные точки вторичного рынка

Нельзя не упомянуть сравнительно новую культуру, связанную со вторичным рынком, она появилась с развитием интернета — это интернет-платформы типа Авито, Юлы, Из рук в руки, Купи продай и ещё многие другие сервисы, предоставляющие одним пользователям возможность избавиться от ненужных им вещей, а другим приобрести необходимые ресурсы.

Если раньше подобные объявления висели в газетах, и приходилось довольно долго заниматься поиском необходимого тебе объявления, а потом ещё заниматься анализом полученной информации, то современные интернет-платформы позволяют свести эту работу к минимуму.

Практически полносвязанная сеть

Теперь ресурсная сеть охватывает куда больше людей, ведь благодаря таким сервисам появилось довольно много внутрисетевых взаимодействий, гораздо больше, чем раньше.

Конечно, без поддержки самих сервисов, эта сеть будет неработоспособна. Но если из системы по какой-то причине выпадет один образующий структурный элемент, то другой сервис вполне сможет его заменить, потому что механизмы работы у них практически идентичные. Произойдёт перераспределение нагрузки на конкретные элементы. И система будет снова стабильна.

Наследие индустриальной цивилизации

Хотелось бы также затронуть важную тему, которую часто не замечают, а именно: что мы будем делать с наследием индустриальной эпохи? После реструктуризации из технологических цепочек выпадают огромные помещения фабрик, заводов и цехов, которые становятся невостребованными. Также после миграции появляются заброшенные бывшие жилые объекты, в некоторых городах по ряду причин образуются целые пустеющие районы.

Заброшенная городская фабрика

Дома, в которых перестают жить люди, со временем ветшают, а фабрики и заводы, в которых больше не идут технологические процессы, также разрушаются из-за погодных условий и активности маргинальных слоёв населения. Контролировать такие объекты коммерческим способом становится невозможно, а значит, возникает проблема невостребованной недвижимости.

Казалось бы, что за странный вопрос, помещения пустуют — использовать конечно. Но на государственном уровне этот вопрос решается очень слабо. У муниципальных структур полно своих административных завод, связанных с транспортом и поддержкой общественной жизни населения, а тут ещё и невостребованная недвижимость.

Решить этот вопрос предлагается другим путём: просквоттеры пытаются направить гражданскую активность и деятельность сообществ, у которых есть потребность в площадке, на активное взаимодействие с владельцами таких объектов. В результате этого процесса здания перестают быть никому не нужными, и появляются люди, которые начинают за ними следить.

Городские свалки и пустыри

Казалось бы, как внутреннее пространство города может оказаться ресурсом, ведь там вполне может быть пусто. С недвижимостью вопрос ещё более-менее понятен: по крайней мере это помещение, которое имеет закрытые границы и состоит из конкретных строительных материалов.

Так почему же городские пустыри, свалки и незаполненные пространства являются ресурсом, а также проблемой, которую надо решать горожанам?

В первую очередь потому, что эти пустыри, свалки и скверы находятся рядом с жилыми массивами. Там постоянно ходят люди, наблюдают эту картину день за днём. Пустыри несут в себе негатив, пустоту постоянно хочется заполнить чем-нибудь. Если городские инфраструктурные объекты (независимо от того, как они выглядят) создают впечатление целостной структуры, то пустыри создают ощущение того, что чего-то не хватает.

И горожане, проходя раз за разом мимо таких мест, чувствуют потребность в преобразовании пространства. Им не хватает объектов для создания целостной и эстетически приятной картины.

Этим вопросом занимается урбанистика. 

Урбанисты преобразуют городские пространства в комфортную среду, при помощи инициатив городских активистов, мотивации местных жителей, а также вводе образовательных программ для донесения информации о возможности развития городской инфраструктуры обычному населению.

Проблемы как ресурс будущего

Общество постиндустриальной эпохи ещё только осознаёт проблемы, которые мы получили в наследство от предыдущих поколений. Но нам нужно с ними работать, надо научиться их решать и строить комфортную среду, ведь для нас имеет значение то, в каких условиях мы живём.

Проблемы окружающие нас, как ни странно, тоже являются ресурсом. Мы можем осознать, что у нас имеется проблема, попытаться её решить. А можно продать эту проблему кому-нибудь, чтобы эту проблему решал другой человек. Или купить проблему у того, что не знает, что с этим делать, если мы точно понимаем, как она решается. Таким образом, проблема в итоге превращается в решённую задачу.

Игрофикация ресурсного образования

Самое интересное, что новое поколение игроков в компьютерные игры уже многие годы получает образование по вопросу об использовании ресурсов, которые нам достались в наследство от цивилизации.

Речь идёт о компьютерных играх, в которых затрагивается тематика «Постапокалипсиса». И в данном случае совершенно не важно, по какой причине произошёл кризис, но главное, что в них то, что этот момент кризиса находится в прошлом. В таких играх чаще всего есть какой-то довольно занимательный сюжет, но интереснее всего те игры, где есть механика сбора различных предметов с целью продажи/создания новых вещей.

Снимок из игры Fallout 4

Сама концепция того, что игрокам достаётся целый мир, в деталях проработанный дизайнерами и сценаристами, а также полная свобода действий в пределах игровой механики. Это заставляет игроков делать в симуляции те же вещи, которые можно было бы сделать и в реальности, по отношению

По сути игроки видят множество самых разных ресурсов, и сами решают, каким образом можно их использовать. Они собирают, коллекционируют предметы, потом собирают из них конструкционные элементы, делают декор. Механика предлагает людям комбинировать предметы в более сложные системы — игроки с удовольствием используют любую возможность создать из любых ресурсов хотя бы что-нибудь!

Снимок из мода для Minecraft — Industrial Craft

В таких играх включается момент творчества, игроки начинают развивать инженерное мышление, потому что требуются создать технологические циклы, ведь иногда даже сами инструменты являются продуктом.

Игроки также изучают экономику, играя в такие игры. Ведь через некоторое время сразу становится понятно, какие ресурсы ценятся, какие являются важными, а без которых — вообще не обойтись. Тут включается экономическая логика, людям становится интересно изучать экономическую составляющую таких игр, ведь нам всем хочется оптимизировать процесс, чтобы добывать ресурс было проще.

Кадр из игры Rust

Такие игры приобрели массовую популярность в последние несколько лет. Достаточно заглянуть в Steam и убедиться, что сейчас высокой популярностью пользуются теги «выживание», «открытый мир», «постапокалипсис».

Тем самым, можно быть уверенным, что наше будущее в надёжных руках, ведь уже сейчас современные геймеры получают опыт использования ресурсов индустриальной эпохи в новом мире. В какой-то момент они окажутся именно в такой ситуации, когда кризис уже миновал, а проблемы предыдущей эпохи ещё остались.

Вот тогда-то нам и пригодятся их навыки по работе с ресурсами, до которых сейчас, в эпоху потребления, практически никому нет дела.

Источник: http://zeriven.ru/wordpress/?p=406

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *