Airbnb и неожиданные последствия «прорыва»
Технические аналитики любят предсказывать утопию или антиутопию. Хуже всего у них получается представлять побочные эффекты успеха компаний.
Экономика США находится в разгаре технологической трансформации, которая коренным образом меняет то, как люди спят, работают, едят, покупают, любят, читают и взаимодействуют друг с другом.
По крайней мере, это одна из интерпретаций.
Другой взгляд на эпоху технологических трансформаций заключается в том, что это лишь видимость — последние 30 лет были продуктивной халтурой: в повседневной жизни мало что изменилось, кроме того, что и как люди читают и смотрят. Человечество хотело летать на машинах, но вместо этого смотрит Netflix.
Давайте назовём это «прорыв против провала». Когда появляется новая компания, приложение или платформа, аналитики часто делятся на два противоборствующих лагеря: одни кричат, что новая вещь изменит всё, а другие зевают, ожидая, что победят традиции.
Но обе стороны часто не понимают, что новая технология может изменить не только конкурентов, но и весь рынок.
Один из самых впечатляющих стартапов этого века Airbnb — это новый вид платформы агрегации. Портал, который соединяет производителей и потребителей на рынке аренды жилья — как Facebook для контента, Amazon для коммерции или Uber для такси.
Пять лет назад прорывная сила Airbnb намеревалась всерьёз соперничать с отелями, а то и вовсе сделать их существование ненужным, убедив молодых людей перебраться из крупных сетевых отелей в свободные комнаты незнакомцев. С тех пор она пережила впечатляющий рост, один из самых внушительных среди компаний, основанных в 21-ом веке. На сегодня капитализация Airbnb составляет $31 млрд, и это второй по размеру «стартап» (если это слово ещё применимо) в США после Uber. Каждый год доход компании удваивается.
Итак, гостиничный бизнес, само собой, ужасно пострадал, правда? Наоборот. Прошлый год оказался лучшим для отелей в Соединенных Штатах. Цены на акции крупных гостиничных компаний Marriott и Hilton за последние 12 месяцев выросли на 40%.
Airbnb действительно преобразует туристический бизнес. Но большинству людей не удалось предсказать, что преобразования будут иметь не только положительную сторону, но и отрицательную.
Давайте вспомним, что из себя представлял рынок до того, как появился Airbnb. В большинстве случаев в краткосрочную аренду на отпуск сдавались специально купленные для этой цели квартиры на морских или горных курортах. Чтобы снять такое жильё, требовалось либо личное знакомство с владельцами, либо помощь местных агентств недвижимости. В то же время большинство сетевых отелей в крупных городах США находились (и продолжают находиться) рядом с деловыми центрами, где местные жители работают, но почти никогда не спят и не гуляют.
Преимущество Airbnb состоит в том, что сервис позволил путешественникам жить там же, где и местным жителям — в шаговой доступности от лучших ресторанов, баров и прочих точек притяжения. Для деловых поездок человек скорее предпочтет услуги отеля. Airbnb же за приятную цену предлагает почувствовать себя местным, к тому же обеспечивая дополнительный доход жителям города.
У компании очень определённая целевая аудитория — относительно обеспеченные молодые люди, живущие в городах. По данным агентства MoffettNathanson, половина бронирований через сервис была сделана миллениалами младше 35 лет, при этом поездки в основном были не деловые, а туристические. Airbnb оказал значительное влияние на то, как люди путешествуют по большим городам: за период с 2010 по 2015 год доля путешественников в США, отдающих предпочтение частным квартирам, увеличилась в 4 раза.
Процентная доля граждан США, предпочитающих на время поездки останавливаться в частных квартирах
Так как же вышло, что отельный бизнес не пострадал?
Во-первых, на время деловых поездок люди всё ещё предпочитают останавливаться в отелях: более 90% бронирований через Airbnb совершается для туристических поездок. Во-вторых, не будь Airbnb, возможно, взлетели бы цены на размещение в гостиницах. Строительство новых приостановилось в результате мирового экономического кризиса 2008 года. Когда экономическая ситуация стабилизировалась и люди снова начали путешествовать, резкий рост цен среди немногочисленных отелей крупных городов США казался неизбежным. Этого не произошло. Airbnb дал возможность остановиться на ночь многим путешественникам — и в деловых поездках в том числе. Рост рынка аренды частных квартир увеличил предложение и позволил избежать роста цен на услуги отелей.
Пока всё это похоже на прекрасные перемены: Airbnb дает крышу над головой бо́льшему количеству посетителей, молодые путешественники могут лучше прочувствовать образ жизни местных жителей, а цены на размещение не выросли.
Но успех Airbnb привёл и к сомнительным последствиям, главным образом из-за своей коммерческой составляющей: владельцы жилья в центре города, особенно если живут они в другом месте, выставляют его на аренду круглый год, как номер в отеле. В чем же тут проблема? Чем больше квартир отдается в распоряжение пользователям Airbnb, тем меньше шансов переехать в тот район у местных. Высокий спрос при сниженном предложении приводит к росту цен. Исследования, проведенные несколькими крупными университетами, подтвердили: Airbnb ответственен за рост арендной платы в целых районах. Стоит учитывать, что исследования, приведшие к самым категоричным заключениям, были профинансированы представителями отельного бизнеса.
Отвечая на мои вопросы об этой проблеме, представитель пресс-службы Airbnb привел несколько аргументов, доказывая, что сервис не способствует росту арендной платы. Во-первых, большинство пользователей не предлагают под сдачу свое основное место жительства, и, не сдавай они квартиры туристам, те бы пустовали. Во-вторых, сервис, в сотрудничестве с правительствами нескольких городов, составил правила, не позволяющие пользователям превратить свое жильё в подобие отеля.
В самом деле, на долю Airbnb не приходится так много жилья в центре, чтобы сервис стал главной причиной роста цен в крупных городах. Но основные принципы экономики достаточно просты. Airbnb не просто конкурирует с отелями: сервис зачастую конкурирует за жильё с местными. Из-за Airbnb рост цен на недвижимость в центральных районах ударил не по путешественникам, а по горожанам, так как спровоцировал снижение цен на услуги отелей, одновременно повлияв на рост арендной платы. Было ли это намерением компании? Скорее всего, нет. Но последствия оказались весьма значительными, хоть и, соглашусь, прорывными.
Получается, результат деятельности компании нельзя назвать ни прорывом, ни провалом. Airbnb снизил расходы туристов, предоставил заработок арендодателям, благодаря сервису путешествовать стало интереснее. Но, как показали наблюдения, у Airbnb есть что-то общее с куда более спорными компаниями, хоть и последствия не столь ужасны. Twitter и Facebook создавались для того, чтобы у каждого была возможность высказаться, но это привело к лживым оскорблениям и троллингу. eBay и Amazon задумывались как свободные площадки для торговли, но спровоцировали лихорадочную перепродажу огромных партий игрушек перед Рождеством.
Airbnb создал конкуренцию отелям, позволив путешественникам снимать квартиры. Однако удобство туристов существует за счёт местных жителей, на чьи плечи легла повышенная арендная плата. С Airbnb произошло то же, что и со всеми нынешними революционными платформами: успешный сервис расширил доступ к рынку, но демократизация привела к незапланированным последствиям.
Источник: https://newochem.io/neozhidannye-posledstviya-proryva/
Источник, который указан в источнике: The Atlantic.